«Байтерек» — космический ракетный комплекс нового поколения

 Блог Министра:Атамкулов Бейбут Бакирович

МОАП


modernizaciya_3.0_logo_itog_rus.png





Головной офис

010000,Республика Казахстан, г. Астана,
ул. Бейбитшилик 14,
10 этаж.

Тел.:  8 (7172) 28-06-01 
          8 (7172) 28-06-02
          8 (7172) 28-06-03 
Факс: 8 (7172) 76-80-32.

Рынок космических запусков: среднесрочные тенденции развития пускового сегмента

Современный рынок космических запусков испытывает стабильный рост. По оценке Forecast International, активность на мировом рынке космических пусков, неуклонно снижавшаяся на протяжении последних нескольких лет имеет некую тенденцию к повышению — в среднем около 5% в год. В целом, согласно экспертной оценке, на ближайшие 10 лет среднегодовое предложение по выводу-КА будет составлять 1300–1500 тонн.

Сложившийся в настоящее время дефицит мощностей РН в условиях растущего спроса на пусковые услуги эксперты оценивают в 200–350 тонн в год. Ожидается, что в дальнейшем спрос на космические запуски будет связан с повышенным спросом на современные спутниковые телекоммуникационные системы (связь, Интернет, цифровое телевидение, новые мультимедийные сервисы).

Анализ рынка пусков показывает, что с 1990 по 2007 годы ежегодный объем пусков РН упал в 2 раза. За это время рынок переживал несколько весьма ощутимых падений (1990—1991 гг. — 25%-ное падение, 2000—2001 гг. — 25%-ное падение), в результате которых так и не смог достичь уровня 1990-х годов (в среднем 82 пуска в год). С 2001 года пусковый рынок находился в стадии глубокой стагнации при весьма невысоких показателях (в среднем 60 пусков в год).

Динамика космических пусков в 1990-по 2008 годы

Как показывает динамика развития пускового сегмента космического рынка в контексте анализируемого 18-летнего периода развития мировой экономики, космическая экономика не зависит напрямую от общемировых экономических тенденций, но находится в зависимости от политических факторов: 25%-ное падение в 1990 году, объективно, было вызвано коллапсом СССР, геополитической разрядкой и резким снижением военной активности, 25%-ное падение в 2001 году, по всей вероятности, было вызвано началом глобальной антитеррористической кампании под эгидой США, ростом фактора безопасности и мощным оттоком финансовых средств в военно-оборонную сферу.
Однако в периоды мировых финансовых кризисов 1997–1998 годов, пусковый сегмент демонстрировал спокойное развитие без спадов, а на фоне комплексного (финансового, ипотечного, продовольственного и энергетического) мирового кризиса 2007–2008 годов наблюдается устойчивый рост.

В частности, начиная с 2006 года, пусковый сегмент переживает стадию поступательного роста в среднем на 5% в год, при этом, как ожидается, по итогам 2008 года число пусков превысит 70 раз. Причинами современного роста эксперты называют рост рынка телекоммуникаций, связи и мультимедиа, требующих увеличения спутниковых мощностей через замену старых-КА или запуск новых-КА: в любом случае требуются пусковые услуги для доставки-КА на орбиту.

Следующей причиной называется растущая доступность космических (главным образом, спутниковых) технологий, по причине которой растет число государств, развивающих космическую деятельность (на настоящий момент около 80 стран), с другой стороны, информатизация хозяйственно-экономических вынуждает многие государства, стремящиеся к независимому обладанию космическими технологиями (остальные страны, по тем или иным причинам пользуются космическими услугами третьих стран на коммерческой основе), покупать спутники и соответственно прибегать у услугам пусковых операторов.

В любом случае, в настоящее время в мире существует только 8 государств (Россия, США, Европейский союз, Украина, КНР, Индия, Израиль, Япония), обладающих ракетно-космическими технологиями, из которых только 3 страны активно оказывают коммерческие пусковые услуги, а еще 3 оказывают их время от времени и в значительно меньшем объеме. На фоне 80 стран, поступательно развивающих космическую деятельность, перспективы наполнения портфеля заказов на пуски РН выглядят более чем оптимистично и гарантируют рост пускового сегмента на 5% в обозримой перспективе, и на 10–15% в среднесрочной перспективе, что связано с появлением после 2012–2014 годов целой линейки новых ракетно-комических комплексов нового поколения (в частности, семейство РН «Ангара»), способных восполнить сложившийся дефицит пусковых мощностей.

По экспертным данным, совокупный объем на девятилетнюю перспективу ожидается в размере 40, 5 млрд. долл. США. Согласно прогнозу, наибольшим спросом в пусковых услугах будут пользоваться коммерческие структуры (49,8%), затем идут правительственные заказы гражданского назначения в объеме 28,9%, и объем заказов военных структур составит 21,2%. Таким образом, представляется целесообразным построение соответствующей маркетинговой стратегии, ориентированной на наиболее востребованный и значит более доходный, коммерческий сектор пусков.

В то же время наряду с впечатляющими перспективами роста пускового сегмента существуют и некоторые проблемы, требующие скорейшего решения, в противном случае мировой космической отрасли придется столкнуться с немалыми трудностями:

  • с возможной нехваткой капитала страховых компаний, занимающихся страхованием космических рисков при резком увеличении числа космических запусков в ближайшие годы, и как следствие, с повышением общего уровня страховых сборов;

  • с высокими требованиями к высшему менеджменту, принимающему стратегические решения, определяющие деятельность компаний на годы вперед.

Анализ развития пускового сегмента рынка в 2007 году

Как показывает анализ, наибольшим спросом пользовались РН семейства «Союз»: девять пусков по правительственным заказам и три коммерческих запуска франко-российского СП «STARSEM». Шесть пусков осуществлены с использованием РН «ПРОТОН М»: Россия выполнила два пуска «Протона» по государственному заказу, а компания INTERNATIONAL LAUNCH SERVICES (ILS) — четыре коммерческих. Шесть пусков осуществила компания ARIANESPACE с РН «ARIANE 5».
Вслед за незначительным подъемом рынка пусков стали расти и доходы в данном сегменте рынка. По экспертным оценкам, основная причина роста кроется, главным образом, в росте цен на пусковые услуги.
Так, доходность 18 коммерческих пусков, выполненных в 2005 г., составила 1,2 млрд. долл. США, что на 20% выше показателя 2004 г. (1,0 млрд. долл. США). При этом Соединенные Штаты заработали 70 млн. долл. США, Россия — 350 млн. долл. США, ЕКА — 450 млн. долл. США, предприятие Sea Launch — 280 млн. долл. США. Совокупный объем 24 коммерческих пусков в 2007 году составил около 1,65 млрд. долл. США (Россия — около 600 млн. долл. США, ЕКА около 650 млн. долл. США, США — 240 млн. долл. США, Китай и Индия по 60 млн. долл. США).

По имеющимся данным в 2007 г. в общем в мире было запущено 68 ракет-носителей (66 в 2006 г.) со 118 космическими аппаратами (114 в 2006 г.). Из этого числа 65 явились успешными и 3 пуска оказались аварийными без выхода на орбиту. В результате этого, в 65 успешных пусках на орбиту было выведено 115 космических аппаратов.

Как показывает анализ рынка, в 2007 году пуски РН осуществляли все 8 мировых игроков (Израиль сумел осуществить один пуск РН), процентная доля стран естественно существенно разнилась: налицо 3 лидера современного рынка РФ (37%), США (27%), КНР (16%). Однако в коммерческом секторе в отчетном периоде свои услуги предлагали только 5 стран (при этом половину рынка заняла Россия и четверть рынка охватил ЕС (Arianespace)).

По своим задачам выполненные 65 пусков распределились следующим образом: на геостационарную и переходные к ней орбиты — 17 (24 в 2006 г.), на высокоэллиптические орбиты — 2, на высокие нестационарные орбиты — 5, на низкие орбиты — 36, на орбиты других типов и на межпланетные траектории — 5. В 2007 году было также запущено наибольшее число радиолокационных спутников наблюдения, в том числе высокого разрешения: три германских, два итальянских, два китайских и один канадский.

В 2007 году наблюдается очень высокий уровень конкуренции на рынке пусков. Однако аварийный взрыв при старте ракеты-носителя «Зенит» прямо на морской платформе SEA LAUNCH в 2007 г. мог задержать развитие рынка, но на непродолжительный период. В 2007 году компания SEA LAUNCH планировала осуществить 6 стартов, но после аварии 2 были задержаны до следующего года, а 3 контракта на запуски перешли в портфель заказов компаний-операторов LOCKHEED MARTIN и ILS.

Таким образом, эта ситуация является четким индикатором сильного спроса на пусковые услуги и для стран, которые стремятся запустить собственные-КА на орбиту, в принципе не имеют особого значения ни страна или оператор, который осуществит запуск, ни модель ракеты-носителя или космодром, с которого будет реализован пуск.

Главными требованиями заказчиков пусковых услуг в настоящее время являются в целом классические условия высококонкурентного бизнеса: приемлемая стоимость пуска и минимальный риск пуска, надежность и эффективность РН, четкое следование временным условиям, оговоренным в контракте.

В этой связи, коммерческая ориентированность, оперативная и гибкая маркетинговая тактика, жесткое следование вышеобозначенным требованиям и условиям спроса, при наличии эффективно функционирующих РН и космической инфраструктуры, делают вхождение (к примеру, в среднесрочной перспективе Казахстана с РН КРК «БАЙТЕРЕК») и конкуренцию на данном сегменте рынка вполне возможными.

Как показывает анализ рынка пусковых услуг, в 2007 г. РОССИЯ сумела сохранить первенство по общему количеству пусков (26 из 68), доля которых составила около 37% от всех осуществленных мировых пусков. При этом 12 из 26 пусков были произведены для зарубежных заказчиков, 14 пусков по космической программе РФ и 6 выполняли доставку экипажей и грузов на МКС. На современном этапе РФ объективно остается лидером в области ракетостроения, что и позволяет ей сохранять первое место на рынке пусковых услуг. Серьезным фактором успеха РФ в этом сегменте рынка является долгосрочная аренда казахстанского космодрома Байконур, имеющего помимо удобного географического расположения и мощный технический потенциал. Усиливающаяся коммерциализация российских пусков РН и их ориентация на иностранных заказчиков, которая хотя и приносит сегодня определенные доходы, в перспективе может негативно сказаться на общей конкурентоспособности космической деятельности РФ в сравнении с ее конкурентами, реализующих несколько иную тактику.

На втором месте с 19 пусками, что составляет более 27% рынка, остались США, из них 17 выполнено по национальной программе и лишь два для иностранных заказчиков (Италия). Как видно, в настоящее время США сосредоточены в основном на реализации национальной космической программы, что возможно и позволяет им сохранять лидерство в космической деятельности в целом и наращивать потенциал конкурентоспособности на перспективу. При достижении приемлемого уровня надежности неплохие перспективы открываются перед РН семейства «FALCON» компании SPACEX, которая рассчитывает убедить NASA и Минобороны США постепенно перейти на свой более дешевый носитель. Компании BOEING и LOCKHEED MARTIN делают ставку на правительственные заказы. LOCKHEED продала свои доли в предприятиях ILS и LOCKHEED-KHRUNICHEV-ENERGIA INTERNATIONAL (LKEI) компании SPACE TRANSPORT. Этот шаг был предпринят «Локхидом» в рамках плана по сокращению участия в коммерческом секторе пусковых услуг при одновременном расширении деятельности по обслуживанию государственного сектора. LOCKHEED MARTIN намерена сохранить все права на «ATLAS» и продолжить коммерческие пуски этой РН. По прогнозу, рынок пусковых услуг с использованием РН «DELTA 2» компании BOEING в обозримом будущем сокращаться не будет. В ближайшее десятилетие и дальше эту ракету намерено использовать NASA для решения многих своих задач. Одно из ее преимуществ: «DELTA 2» предназначена для выведения средних ПГ, что делает ее весьма привлекательной для Пентагона. Кроме того, BOEING собирается вернуться к коммерческим пускам с помощью РН «DELTA 3». Все это обещает компании устойчивые заказы, несмотря на общий спад на рынке коммерческих пусковых услуг. В целом, сосредоточенность пусковых услуг США на выполнении собственной космической программы говорит и о сильном финансовом положении американской отрасли, которая не нуждается во внешних доходах, в отличие от российского конкурента.

На третьем месте КНР, который занял по итогам года до 14% рынка, впервые в своей истории осуществив 10 пусков за год, из которых 8 по национальной программе, 1 по совместной китайско-бразильской и 1 для иностранного заказчика, но со спутником китайского производства. По имеющимся данным на 2008 г. в китайской космической программе запланировано 15 пусков РН с 18 спутниками, и если эти планы будут реализованы, в обозримой перспективе КНР, по всей вероятности, сможет разделить 2-е место с США. Динамика развития китайских пусковых услуг с сильной ориентацией на развитие национальной космической программы и с определенной коммерческой долей говорит о том, что КНР серьезно нацелен на повышение своей конкурентоспособности на мировом космическом рынке, а также о достаточно высоком технологическом потенциале в области ракетостроения и значительных финансовых вложениях в развитие космической деятельности. Китай в настоящий момент сдерживает лишь американское эмбарго, тем не менее, некоторые космические аппараты связи, например построенные ALCATEL ALENIA SPACE, могут запускаться из Китая. КНР располагает тремя космодромами, полной номенклатурой РН и осуществляет примерно 6 — 8 запусков в год. Если в ближайшие годы США и КНР нормализуют отношения, китайские носители будут, возможно, наименее дорогими в мире. В связи с этим следует отметить планы сдачи в эксплуатацию семейства модульных носителей CZ-5 в 2008 г.

Европейские РН консорциума ARIANESPACE стартовали в 2007 году 6 раз и заняли до 9% пускового рынка, что говорит об их рыночной востребованности и коммерческой выгодности. На европейскую «ARIANE 5» и перспективную «VEGA» могут поступить и крупные заказы, хотя объемы производства военных спутников в Европе по-прежнему будут сильно отставать от США. В 2005 г. компания ARIANESPACE вышла на объемы продаж в 1,26 млрд. долл. США, превысив показатель 2004 г. на 60%. Компания рассчитывает на еще больший успех с РН «ARIANE 5» в варианте ECA увеличенной грузоподъемности до 9200 кг. Этот РН способен выводить два спутника общей массой 8300 кг. В 2007—2008 гг. Arianespace намерена довести грузоподъемность ECA до 9600 кг (два-КА общей массой 8700 кг). Темп пусков «ARIANE 5» должен вырасти до семи в 2008 г. и восьми в 2009 г. Ожидается, что «ARIANE 5» будет удовлетворять всем требованиям по крайней мере до 2015 — 2020 гг. и вряд ли претерпит к этому сроку принципиальные изменения. Тем не менее ЕКА уже несколько лет изучает возможности наращивания характеристик РН. Предполагается, что в течение ближайшего десятилетия рост масс ПГ геостационарных спутников вынудит заказчиков отказаться от использования апогейных двигателей и перейти к прямому выводу-КА на геостационарные орбиты. Для того чтобы соответствовать этому требованию, для «ARIANE 5», вероятно, необходимо будет сделать криогенную ступень, аналогичную по возможностям американскому РН «ЦЕНТАВР». Рассматриваются варианты оснащения «ARIANE 5» жидкостными стартовыми ускорителями на метане и кислороде либо новыми стартовыми твердотопливными ускорителями (СТУ), разработанными на базе технологий и решений РДТТ P-80 ракеты «VEGA». В целом объем производства «ARIANE 5» оценивается более чем в 170 экземпляров против 144 для «ARIANE 4».

ИНДИЯ впервые в своей истории выполнила 3 пуска РН и выдвинулась на пятое место. 2 из осуществленных запусков были по заказу и 1 по национальной программе. В настоящее время Индия демонстрирует сильный потенциал в области разработок и пусков собственных ракет-носителей. Индия по примеру Японии хочет не только запускать свои-КА на собственном носителе, но и выйти на мировой рынок. В случае сохранения набранного в 2007 году темпа, продолжения технических разработок в области ракетостроения и серьезных капиталовложений в среднесрочной перспективе Индия вполне способна достичь современного уровня пусков КНР и значительно оторваться от Японии, Израиля и др., что в целом еще более обострит конкуренцию в данном сегменте космического рынка. В целом Индия продолжает разработку носителя геостационарных спутников «GSLV» улучшенного варианта «Mk.3» для выведения ПГ массой 10 т на низкую околоземную орбиту.

Эта ракета представляет интерес для заказчиков, традиционно ориентирующихся на американских и французских провайдеров, особенно если учесть, что Индийская организация космических исследований ISRO намеревается предоставлять пусковые услуги при ценах на 30 — 40% ниже рыночных. Согласно прогнозу, после 2009 г. индийские производственные линии будут обслуживать в основном иностранных заказчиков. В частности, РН типа «GSLV» могут понадобиться России для восстановления группировки навигационной системы ГЛОНАСС. Новые модели «PSLV» включают конфигурацию ракеты без стартовых ускорителей, вариант «PSLV–XL» с шестью СТУ c увеличенной массой и тягой, а также высокоэффективную «PSLV-HP» (High Performance). Грузоподъемность «PSLV–XL» составляет 1800 кг, а «PSLV-HP» — 2000 кг вместо 1600 кг в стандартном варианте. Модификация «PSLV-HP» будет использоваться для запуска семи-КА между 2010 и 2012 г. В этом варианте будет увеличена эффективность двигателя четвертой ступени.
В исследуемом периоде на мировом рынке пусковых услуг ЯПОНИЯ заняла шестое место, осуществив 2 пуска для своей космической программы. В настоящее время в силу определенных причин сфера ракетостроения Японии переживает временный спад, что сказывается на пусковых услугах. При этом Япония имеет значительный технологический потенциал, что в перспективе позволит ей оставаться в числе стран, самостоятельно осуществляющих пуски РН и, возможно не развивая коммерческий сектор пусковых услуг, сосредоточиться на выполнении собственной космической программы. В целом, по причине дорогой стоимости, обусловленной несколькими факторами, японский носитель «Н-2А» пока не конкурентоспособен.

С точки зрения среднесрочного планирования, вероятно, что Япония сможет выводить на орбиту и коммерческие космические аппараты. Япония также принимает меры по улучшению конкурентоспособности своих носителей. С 1 апреля 2007 г. ответственность за запуски «Н-2А» передана от космического агентства JAXA компании МИЦУБИСИ ДЗЮКОГЁ (MITSUBISHI JUKOGYO). Это решение призвано снизить финансовые затраты и увеличить число пусков главного космического носителя Японии. Предполагается уменьшить объем затрат на один пуск с примерно 90 до 65–72 млн. долл. США, что сопоставимо со стоимостью пуска европейской «ARIANE 5» или российского «ПРОТОНА». Тяжелую «Н-2B» планируется ввести в эксплуатацию в 2008 г., а 24 апреля 2007 г. МИЦУБИСИ ДЗЮКОГЁ объявила о заключении соглашения с ARIANESPACE о совместных коммерческих запусках. Компании намерены «страховать» свои пуски, перекидывая в случае необходимости заказчиков с ракет H-2A на «ARIANE 5» или обратно. Союз двух поставщиков пусковых услуг позволит им более гибко реагировать на нужды заказчиков.

ИЗРАИЛЬ произвел в 2007 году один пуск РН «SHAVIT» по заказу военно-оборонного ведомства страны. Необходимо отметить, что в условиях жесткой милитаризации космических проектов и финансовой ограниченности Израиль все же демонстрирует относительный прогресс в развитии ракетостроения и занимает определенную нишу на пусковом рынке. Как ожидается, в перспективе пусковые услуги Израиля будут также направлены на реализацию национальной военно-космической программы и вряд ли стоит ожидать развитие израильских коммерческих пусков. Хотя подобный поворот в израильской космической деятельности вполне возможен в случае реализации неких совместных военно-оборонных проектов.

Американо-российско-украинско-норвежское предприятие SEA LAUNCH выполнило в 2007 г. только один аварийный пуск. До январской катастрофы одним из наиболее успешных коммерческих носителей был «ЗЕНИТ-3SL». Положение в отношении пусков данной РН в настоящее время неопределенно, и временный срыв в деятельности SEA LAUNCH может иметь определенные последствия и для других ракет-носителей, использующих двигатели того же семейства. В результате некоторое количество клиентов перешло, в частности, к ARIANESPACE, в этой связи, по всей вероятности, SEA LAUNCH будет вынуждено пойти на снижение стоимости на свои пусковые услуги.

В 2007 г. космические запуски производились с 16 космодромов и космических объектов. Традиционно, вне конкуренции оставался казахстанский космодром БАЙКОНУР, находящийся в долгосрочной аренде у РФ, с которого в течение года состоялось 20 стартов (17 в 2006 г., 19 в 2005 г.). Заметно прибавив в темпах, уверенно удерживает второе место американский мыс КАНАВЕРАЛ в лице одноименной станции ВВС США и КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ КЕННЕДИ — суммарно 13 пусков. Третье и четвертое место разделили французский ГВИАНСКИЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (Куру) и Центр космических запусков СИЧАН в Китае, который впервые достиг уровня в шесть стартов. Вместе они оттеснили на пятое место российский Плесецк, выполнивший, как и в 2006 г., пять космических пусков.

На счету американского космодрома ВАНДЕНБЕРГ — три старта носителей традиционной схемы и один — РН воздушного базирования «PEGASUS XL». По три пуска провели КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С.ДХАВАНА в Индии и космодром ТАЙЮАНЬ (КНР). На счету японского космодрома ТАНЭГАСИМА — два пуска. По одному носителю стартовало с космодромов и полигонов ДОМБАРОВСКИЙ (РФ), КВАДЖАЛЕЙН и УОЛЛОПС (США), ЦЗЮЦЮАНЬ (КНР) и ПАЛЬМАХИМ (Израиль), а также с морского комплекса SEA LAUNCH.

Государственные заказы в грядущем десятилетии останутся основным «двигателем» рынка пусковых услуг, предохраняющим операторов ракет-носителей от конъюнктурных колебаний рынка запусков коммерческих полезных нагрузок. По прогнозам компании FORECAST INTERNATIONAL, в ближайшие годы ожидается оживление на рынке коммерческих спутников связи на геостационарных орбитах, в результате чего спрос на пусковые услуги будет стабильно расти.

Значительным фактором трансформации структуры пускового рынка и характера конкуренции станут новые перспективные разработки в сфере ракетостроения, которые изменят ценовую политику и расширят возможности услуг потребительскому сектору.