Рынок ракет-носителей: современные конкурентные тенденции и среднесрочные перспективы развития
Как показывает анализ, современный рынок
- Присутствие нарынке ограниченного числа игроков, обладающих
научно-техническим потенциалом создавать иразвиватьракетно-космические технологии (8 государств, всреднесрочной перспективе может еще добавиться Южная Корея) ипредлагающих услуги повыведению-КА иразнообразных грузов наорбиту (всреднесрочной перспективе неболее 11). - Устойчивая конъюнктура рынка, поддерживающая его емкость на постоянном уровне и создающая перспективу роста в ближайшие 10 лет (от 2 млрд. долл. США до 3,5 млрд. долл. США ежегодно).
- Динамично растущая потребительская среда, обуславливающая преобладание спроса над предложением пусковых услуг (в среднем клуб стран, нуждающихся в запуске того или иного космического груза, ежегодно увеличивается на 2–3 государства, общее число на настоящий момент превышает 80).
- Жесткая протекционистская политика со стороны государств-операторов, которые всеми доступными средствами поддерживают своих производителей (в целом весьма характерно для стран ЕС и США).
- Интенсификация международного сотрудничества в сфере ракетостроения и реализации пусковых услуг с целью повышения конкурентных преимуществ (создание совместных предприятий с целью трансферта технологий, со-финансирования и инвестирования ракетостроительных проектов, обеспечения маркетинга и реализацию пусковых услуг).
- Ограничение свободного выбора со стороны владельца полезных нагрузок наиболее приемлемого для него типа РН (во многом по политическим мотивам).
- Воздействие большого числа факторов на формирование цены (в том числе и неэкономических).
- Длительный срок исполнения заказа (технологические особенности производства).
Таким образом, современное состояние пускового сегмента и рынка средств доставки нагрузки в околоземное пространство уже долгое время характеризуется наличием относительно небольшого количества
Причем стремление иметь свою долю на этом рынке привело к появлению на нем ряда «новых» для
Визуальный анализ ракетостроительного рынка представлен ниже и наглядно демонстрирует его несбалансированность и неравномерность, что в целом оказывает немалое влияние на сегменты спроса и предложения на рынке.
Современный рынок
РН тяжелого и среднего классов способны выводить полезный груз
Основные участники мирового рынка ракет-носителей
В настоящее время странами мира в государственных программах и коммерческих пусках активно используются более 20 РН, представленных 8 странами:
- в легком классе: СТАРТ 1 (РФ), РОКОТ (РФ), КОСМОС 3M (РФ), ЦИКЛОН 3 (
РФ-Украина ), ДНЕПР (РФ-Украина ), SHAVIT (Израиль), TAURUS (США), MINOTAUR (США), PEGASUS (США); - в среднем классе: СОЮЗ (РФ), ЗЕНИТ 2 М и
ЗЕНИТ-3SL (РФ-Украина ), PSLV (Индия),M-5 (Япония), DELTA 2 (США), CHANG ZHENG (КНР), GSLV (Индия); - в тяжелом классе: ARIANE 5 (
ЕКА-Евросоюз ), ATLAS 5 (США), ПРОТОН М (РФ),H-IIA (Япония), DELTA 4 Heavy (США).
Увеличение частоты запусков
Ракетные комплексы того или иного семейства РН (модификации одной серии) могут различаться конструктивным исполнением, например количеством ступеней (обычно от 2 до 4) или типом разгонного блока. Характерной чертой мирового ракетостроения становятся простота конструкции и низкий технический риск разработки при оптимальной экономической рентабельности. В соответствии с этой тенденцией количество жидкостных ступеней на РН, как правило, уменьшается, а сами ступени состоят из минимального числа максимально крупных элементов. При необходимости увеличения грузоподъемности носителя широко используются стартовые твердотопливные ускорители, сравнительно простые и дешевые.
Большое значение имеет способ
Как отмечают многие аналитики, мировая ракетостроительная сфера в значительной мере пострадала от коммерциализации космической индустрии. Для того чтобы определить текущие проблемы отрасли, необходимо рассмотреть, какие преимущества и недостатки были, когда ракетостроение находилось под жестким контролем и обеспечением государства.
Преимущества:
|
Недостатки:
| ||
возможность централизованного выделения колоссальных ресурсов на приоритетные темы и перспективные разработки |
зависимость от состояния государственных финансов | ||
возможность планомерного и предсказуемого развития отрасли |
неоправданно высокая стоимость продукции | ||
принятие государством на себя рисков отрасли |
излишние риски | ||
|
развитие основывается преимущественно на запросах военных и ученых, а другие потенциальные потребители планируют свой бизнес без учета возможностей отрасли | ||
|
недостаточность юридического регулирования деятельности отрасли как субъекта рынка | ||
Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что в ближайшее время разработка новых ракетных проектов будет происходить за счет следующих факторов:
- собственные источники, включение в стоимость существующих
ракет-носителей инвестиционной составляющей, а также государственная поддержка; - концентрация средств нескольких производителей для реализации одного проекта (
«ЗЕНИТ-3SL» в рамках SEA LAUNCH SERVICES — BOEING COMMERCIAL SPACE COMPANY, НПО «ЭНЕРГИЯ», НПО «ЮЖНОЕ», KVAEMER SHIPBUILDER; ARIANE — AEROSPATIALE, MATRA MARCONI SPACE,FIAT-BDR DIFEA SpaZio, DASA); - привлечение средств стратегических инвесторов из смежных отраслей (ODYSSEY — TRW SPACE & TECHNOLOGY GROUP, TELEGLOBE, SPAR AEROSPACE, THOMSON CSF);
- венчурный капитал (TELEDESIC/ICOTelesic GLOBAL Ltd — КРЕГ
МАК-КОУ , БИЛЛ ГЕЙТС, аль ВАЛИД Бен ТАЛАЛ, BOEING).
Последний проект можно считать промежуточным шагом перед началом функционирования классической схемы финансирования через выпуск акций, высокодоходных облигаций и коммерческих займов.
Однако развитие отрасли может пойти и за счет объединения производителей или поглощения одного производителем другим. Анализ показывает, что для снижения стоимости пусков гиганты космической индустрии стремятся к кооперации и продвижению на рынок наиболее надежных и эффективных РН.
International Launch Service (ILS) создано совместными усилиями LOCKHEED MARTIN (вышла из состава в 2006 году), ГКНПЦ им.
Sea Launch создано на основе сотрудничества американской компании BOEING, украинского КБ «ЮЖНОЕ» и российского РКК «Энергия» в целях продвижения РН
RD Amross LLC совместное предприятие, учрежденное НПО «ЭНЕРГОМАШ» и американской компанией PRATT&WHITNEY (подразделение UNITED TECHNOLOGIES) в целях производства лучших в мире
В качестве примера можно также привести приобретение Отделения космических систем, выпускающего РН «Atlas» фирмы GENERAL DYNAMICS, корпорацией
В начале
Прорыв на рынок произошел лишь после появления совместных предприятий, конечно, с ведущим участием западных компаний, которые и стали осуществлять маркетинг российских носителей, в первую очередь тех из них, что были способны работать в наиболее прибыльном сегменте рынка по запуску спутников связи на геостационарную орбиту (GEO).
Как показывают данные осуществленных пусков РН за три года (с 2005 по 2007 гг.) наиболее востребованными являются ракетные комплексы, произведенные в России (семейство «ПРОТОН», «СОЮЗ»), в Евросоюзе (ЕКА) («ARIANE 5»), в США («DELTA 2») и в КНР (семейство «CHANG ZHENG»), среднегодовой спрос на которые составляет 5–6 пусков в год. При этом основная конкуренция в коммерческом сегменте ведется по линии Россия — Евросоюз (ЕКА), которые стабильно удерживают лидерство в пусковом коммерческом сегменте с очевидным преобладанием России.
Несмотря на то, что США и КНР также входят в группу лидеров мирового сегмента пусков, их участие в коммерческом секторе весьма незначительно,
Неплохие позиции на коммерческом рынке имеет международный проект SEA LAUNCH на основе
Японские (
Согласно имеющимся данным, мировой рынок демонстрирует высокий спрос на тяжелые РН (или средние РН переходного типа с повышенной грузоподъемностью): около 70% всего космического грузопотока и всех пусков на геостационарную орбиту осуществляются с помощью РН тяжелого и среднего (переходного) классов.
Главными критериями конкурентоспособности РН, как правило, являются назначение масса полезной нагрузки, конструкция, надежность, экологичность, транспортные возможности доставки на орбиты, а также способ доставки на орбиту. Одной из основных характеристик РН является также их надежность. Наивысшим показателем по этому параметру в настоящее время обладает российская система «Протон» — 97% успешных запусков, что превышает средние результаты на 10–20%. Этот показатель является ключевым для определения ставок при страховании космических запусков.